Фотосъёмка под водой
От автора
ОТ АВТОРА
Успехи науки и техники в последнее десятилетие позволили по-новому оцепить научное и практическое значение изучения океанских глубин. Перед океанологией встали новые огромные задачи. По справедливому замечанию известного советского геолога академика Д. И. Щербакова, в дальнейшем для исследования морей и океанов должны быть объединены усилия не только специалистов различных наук — биологов, геологов, химиков, физиков, математиком, но и представителей многих технических дисциплин.
Что же ищет человек в царстве Нептуна?..
Если взглянуть па Землю из кабины космического корабля, находящегося в полете, то взору представится голубой шар с вкраплением бурых и зеленых пятен. Бурые и зеленые пятна — это материки; голубой цвет — моря и океаны, занимающие три пятых поверхности нашей планеты.
Почти исчезли на географической карте материков белые пятна. Однако еще только создаются карты морского дна, еще только начинается подлинное изучение океанских глубин. Водолазы, опускавшиеся до стометрового рубежа, рассказывают о морских тайнах. Еще глубже проникают исследователи па гидростатах и батискафах; уже определены самые глубокие океанские впадины… Но все это лишь начало грандиозных работ в океанах и морях…
У человека много дел не только в открытом море или океане, но и в прибрежных районах. Инженерам -строителям важно знать, почему разрушаются основания плотин, в какой грунт погружаются сваи причалов; спасателям — что стало с затонувшими кораблями и как их поднять; проектировщикам — где удобнее построить мосты между берегами; ихтиологам — где проходят косяки рыбы и как они живут. Организация нефтедобычи с морского дна поставила перед учеными и техниками сложнейшие задачи глубинного подводного бурения, создания на море искусственных островов. Возникают проекты искусственного подъема уровня в закрытых морях, изучаются проблемы использования морских приливов для получения электрической энергии.
При всех исследованиях в морях и океанах, кроме визуального обследования и наблюдения, ученым и техникам очень помогают подводные фотодокументы.
Подводная фотосъемка сравнительно молода. В отличие от обычной фотосъемки подводное фотографирование требует решения многих технических вопросов, связанных с физикой моря. Если ихтиолог, использующий подводную съемку для поисков в океане рыбы, нуждается лишь в глубоководной автоматической фотокамере, то гидротехнику, прикованному к строительной площадке, вынужденному зачастую фотографировать объекты в загрязненной прибрежной воде, требуется уже особая аппаратура. В первом случае возможность фотосъемки целиком будет зависеть от конструктивных особенностей и прочности подводной фотокамеры, во втором — в процессе съемки необходимо дополнительное оборудование, помогающее фотографировать в мало прозрачной воде.
Законы распространения света в воздушной и водной средах, как известно, различны. Рассеяние света на навешенных в воде частицах и при завихрении воды, вызываемом тепловыми перемещениями или течением, слабая освещенность и многое другое сильно усложняют фотографирование под водой. Следовательно, наряду с решением вопросов, связанных с конструкцией и эксплуатацией подводных фотокамер, при подводном фотографировании приходится решать проблемы освещения снимаемых объектов.
Цель этой книги — ознакомить читателей с существующей методикой подводной фотосъемки. Останавливаясь на проблемах, возникающих при проектировании боксов для фотокамер и осветителей, мы постарались дать характеристику отечественным фотобоксам и объективам, пригодным для съемок под водой. Фотолюбители смогут познакомиться и с основными вопросами подводной стереофотосъёмки, а также фотосъемки в загрязненной воде. Начинающий в области подводного фотографирования найдет здесь необходимый минимум знаний физических законов распространения света в воде. В книге приводятся примеры решения экспозиционных задач, которые вставали перед автором во время опытных работ экспедиций па Черном, Азовском, Белом, Японском и Каспийском морях.
Стремясь сделать книгу доступной широкому кругу читателей, знакомых с основами подводного фотографирования и имеющих представление о море и его обитателях, автор старался написать ее как можно популярнее, используя при этом как отечественные и зарубежные материалы, так и личный экспедиционный опыт.