История бренда
Ewa-Marine
Новости
Новинки
Мастер-класс
Ewa-Marine
Фотографы о
Ewa-Marine
Фотогалерея
Видеогалерея
Статьи о
Ewa-Marine
Все модели
Ewa-Marine

Подводная киносъемка

Техника подводной киносъемки

ГЛАВА V.

ВЫБОР ПЛЕНОК, ПРИМЕНЕНИЕ СВЕТОФИЛЬТРОВ

Для получения качественного киноизображения при подводной съемке важное значение имеет правильный выбор негативной кинопленки.

Важнейшими характеристиками пленки являются чувствительность, разрешающая способность и в особенности контрастность. Для подводных киносъемок следует выбирать наиболее чувствительные и контрастные пленки.

В табл. 11 приведены характеристики отечественных черно-белых негативных кинопленок.

Таблица 11
Таблица 11

Из табл. 11 видно, что наилучшими по Светочувствительности и контрастности, с точки зрения требований подводной съемки, являются: для широкопленочных киноаппаратов — 35-мм пленки типа А-2-35, ДК-35, СК-35, а для узкопленочных аппаратов — 16-мм пленки типа МЗ-2-16, ДК-16 и СК-16.

Под водой в первых же метрах сильно ослабляются красные лучи, а в дальнейшем с увеличением глубины естественное излучение превращается в сине-зеленое. Поэтому для подводных съемок при естественном освещении применение панхроматической сенсибилизированной пленки не обязательно. Но так как несенсибилизированных пленок для киносъемки уже не делают, можно пользоваться панхроматическими пленками.

Рис. 73. Спектрограмма черно-белой негативной пленки типа А. Пунктирной кривой обозначено распределение спектрального состава естественного света на глубине 10 м
Рис. 73. Спектрограмма черно-белой негативной пленки типа А. Пунктирной кривой обозначено распределение спектрального состава естественного света на глубине 10 м

На рис. 73 изображена спектрограмма черно-белой негативной пленки типа А, показывающая спектральную чувствительность пленки к различным лучам спектра. На этой же спектрограмме пунктирной линией нанесена кривая спектрального состава естественного света, имеющегося на глубине 10 м. Пленка примерно одинаково чувствительна ко всем лучам видимого спектра. В то же время под водой все излучение сосредоточено в довольно узкой сине-зеленой области спектра. Однако светочувствительность пленки по ГОСТу оценивается по отношению к источнику света с цветовой температурой 5000°К, имеющему широкий спектр излучения, поэтому в условиях подводного освещения чувствительность пленки будет уменьшаться.

В отношении чувствительности и контрастности цветные пленки уступают черно-белым. Но никогда черно-белое киноизображение не может сравниться с цветным. Прекрасные, необычно фантастические краски и оттенки, свойственные только подводному миру и имеющие особый колорит, могут быть переданы только с помощью цветных пленок.

В табл. 12 приведены данные отечественных цветных негативных кинопленок.

Таблица 12
Таблица 12

Практически все пленки могут применяться для подводной киносъемки, но наилучшей по чувствительности из перечисленных в табл. 12 является пленка ДС-3. Пленки JIH-2 и JIH-3 рассчитаны на применение с искусственным освещением перекальными лампами с цветовой температурой 3300°К.

Для подводной цветной киносъемки применение цветных негативных материалов имеет выгоды по сравнению с применением обратимых’ цветные пленок. Эти выгоды заключаются в том, что негативные пленки, во-первых, имеют большую чувствительность по сравнению с обратимыми, а, во-вторых, раздельные процессы негативной и позитивной обработки позволяют в некоторой степени компенсировать при печатании преобладание сине-зеленого цвета, неизбежное при подводных съемках.

Вода действует при съемке, как сине-зеленый светофильтр, ослабляющий красные лучи. Плотность этого «светофильтра» тем больше, чем больший слой воды проходят световые лучи. При подводной съемке цветное киноизображение получается окрашенным в сине-зеленый тон. Эта окраска настолько интенсивна, что стушевываются тона, которые мы замечаем под водой глазами. Для восстановления естественной цветности объектов на киноизображении при съемке можно применять компенсационные светофильтры.

Цвет светофильтров должен быть дополнительным к сине-зеленому цвету подводного освещения, т. е. розовым или оранжевым, в зависимости от глубины съемки.

Применение компенсационных светофильтров позволяет ослабить сине-зеленые излучения и таким образом несколько подчеркнуть красные. Вместе с этим увеличивается контраст изображения.

Оптимальная интенсивность окраски светофильтра должна подбираться на основе практического опыта подводной съемки в определенном месте и на данной пленке.

Однако, ослабляя сине-зеленые лучи, наряду с цветовой коррекцией светофильтры уменьшают общее пропускание света оптической системой киноаппарата. Поэтому при недостатке освещенности или тогда, когда требуется большая глубина резкости, корректирующие светофильтры применять нельзя. Кроме того, пользование светофильтрами требует определенного опыта и не может быть рекомендовано начинающему кинолюбителю.

Результаты практических съемок с корректирующими светофильтрами показывают, что хорошо скорректировать цветность изображения можно только на глубинах до 20 м. В связи с этим сюжеты для съемки при естественном освещении следует выбирать на небольших глубинах. В противном случае для правильной цветопередачи следует применять искусственное освещение определенного спектрального состава.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФОКУСНОГО РАССТОЯНИЯ ОБЪЕКТИВА.

ВЫБОР ДИАФРАГМЫ

Водное пространство, которое мы можем охватить взглядом, спустившись под воду, невелико по размерам. Оно ограничено дальностью подводной видимости, которая в самой чистой воде не превышает нескольких десятков метров.

Поэтому на объективах фото- и киноаппаратов при подводной съемке расстояние никогда не приходится устанавливать на бесконечность. Практически весь диапазон расстояний, на которых возможна съемка в наших морях, заключен между 0,5 и 10—15 м. Но наиболее часто нам приходится пользоваться расстояниями от 1 до 4—5 м. Например, снимать относительно небольших по размерам рыб лучше всего с расстояния 1—2 ж, ныряющих пловцов — с расстояния 2,5—3,5 м, а подводный ландшафт с крупными камнями и растительностью—с расстояния 4—5 м.

Как правило, для подводной съемки применяются широкоугольные объективы, обладающие большой глубиной резко изображаемого пространства, поэтому установка фокусного расстояния объектива под водой больших трудностей не представляет. На подводном киноаппарате с широкоугольной оптикой можно осуществить два-три фиксированных положения объектива, например 1, 2,5 и 4 ж, и при грубой оценке расстояния на глаз пользоваться одним из этих положений.

Нужно только не забывать, что все предметы в воде кажутся приближенными к нам примерно на одну треть, в результате различия в коэффициентах преломления воды и воздуха, который разделяет водную среду от наших глаз или от объектива кинокамеры.

Ниже приводится табл. 13 наводки на фокус объектива в воздухе по шкале и соответствующих ей расстояний в воде.

Таблица 13
Таблица 13

Кинолюбитель-подводник может пользоваться корректирующими очками, при помощи которых нетрудно оценить расстояние знакомых предметов (ракушек, рыб и пр.). Но если корректирующих очков у кинолюбителя нет и он затрудняется в определении расстояния под водой, в таких случаях необходимо иметь с собой легкую палку (шест) с заранее известной длиной, с помощью которой выбрать точку съемки. Это приспособление полезно применять также в тех случаях, когда требуется точная установка объектива киноаппарата на фокус.

При подводной киносъемке, так же как при воздушной съемке, экспозиция пленки зависит от освещенности объекта, чувствительности пленки, величины диафрагмы и угла раскрытия обтюратора. В любительской непрофессиональной киноаппаратуре раскрытие обтюратора постоянное и равняется 180°. В этом случае при съемке со скоростью 24 кадр/сек каждый кадр экспонируется в течение 1/50 сек, а при съемке со скоростью 16 кадр/сек — 1/32 сек. Экспозицию можно регулировать при постоянном освещении только лишь с помощью диафрагмы.

На воздухе величина диафрагмы при съемке в натурных условиях устанавливается в зависимости от чувствительности пленки, географической широты места, времени дня, состояния погоды, места и объекта съемки. При съемке под водой к этим факторам добавляется прозрачность воды, которая определяет уровень естественного освещения под водой, имеющийся на той или иной глубине.

В главе I, где рассматривались особенности водной среды, влияющие на проведение подводной киносъемки, подробно описано, как зависит освещенность глубин от прозрачности воды, и дан способ оценки подводной освещенности для вод с различной относительной прозрачностью по стандартному белому диску.

Таблица 14
Таблица 14

Интересно представить себе, через сколько метров в различных водах первоначальная освещенность на какой-либо глубине уменьшается вдвое. Для того, пользуясь способом расчета, описанным в главе I, рассчитаем таблицу глубин с уменьшением освещенности в 2, 4, 8, 16, 32, 64 и 128 раз для вод с различной прозрачностью по белому диску (табл. 14).

Эта таблица рассчитана в предположении, что прозрачность с глубиной неизменна, т. е. коэффициент вертикального ослабления света с глубиной ее меняется. Указанные в таблице значения прозрачности по белому диску выбраны из наиболее встречающихся в прибрежных водах морей, омывающих нашу территорию. Как можно заметить, освещенность всякий раз убывает вдвое при увеличении глубины на определенное количество метров. Например, при прозрачности воды по белому диску 5 м освещенность меняется в два раза при изменении глубины на каждые 1,7 ж, а при прозрачности в 10 м — при изменении глубины на каждые 3 м и т. д.

На современных объективах значения диафрагмы выражены рядом относительных отверстий. Для отечественных объективов ГОСТом установлен ряд относительных отверстий: 1:2; 1:2,8; 1:4; 1:5,6; 1:8; 1:11; 1:16; 1:22; 1:32 и 1:64.

На иностранных объективах шкала относительных отверстий несколько иная: 1:3,2; 1:4,5; 1:6,3; 1:9; 1:12,5 и т. д.

В этих случаях значения относительных отверстий выбраны таким образом, что каждое последующее деление соответствует уменьшению светосилы объектива в два раза. Следовательно, при переводе диафрагмы на одно деление экспозиция пленки изменится в два раза. Имея это в виду, можно пользоваться табл. 14 для ориентировочного определения диафрагмы при съемке на какой-либо глубине.

Приведем пример. Допустим, прозрачность воды в том месте, где мы хотим произвести подводную съемку, равна 10 м по белому диску. Из табл. 14 видно, что при этой прозрачности освещенность меняется в два раза при погружении на каждые 3 м. Если мы определили, что на нулевой глубине для нормальной экспозиции пленки нужна диафрагма 11, то на глубине 3 м диафрагма должна быть 8; на 6 м — 3,6; на 9 м — 4 и т. д.

Но опыт показывает, что диафрагму приходится открывать несколько больше, так как с увеличением глубины меняется спектральный состав освещения и чувствительность пленки как бы падает. И, кроме того, следует учитывать отражающие свойства объектов съемки.

Вблизи песчаного или каменистого светлого грунта количество света, как правило, возрастает за счет многократного отражения от грунта и от взвесей, находящихся в воде.

Для более точного определения диафрагмы в каждом отдельном случае можно воспользоваться экспонометром, предварительно приспособив его для применения под водой. Однако даже и в этом случае по причине разного спектрального состава света в воздухе и в воде полученное значение диафрагмы будет несколько занижено. Определение диафрагмы объектива обычно корректируется собственным опытом. Кинолюбитель, проводящий свой досуг на берегу моря или озера, может легко приобрести опыт правильной установки диафрагмы, если будет снимать в дневное время, близкое к полдню (с 11 до 15 час), и пользоваться одним типом пленки.

ВЫБОР СЮЖЕТА. ПРИЕМЫ СЪЕМКИ ПОД ВОДОЙ

Говорят, что у моря есть тайны, которые оно открывает человеку весьма неохотно.

Вы стоите на берегу моря и любуетесь им. Его могучее тело с зеркально-спокойной, едва колышущейся водной гладью, уходящей в бесконечную даль, раскинулось у ваших ног. Причудливые формы облаков создают рисунок на его поверхности. На горизонте появляются и исчезают дымки проходящих кораблей. Но одинокий рыбачий парус, птицы, летающие над самой поверхностью воды и задевающие ее крылом, бесконечная голубизна спокойного моря и тяжелые свинцовые валы, обрушивающиеся на берег во время шторма,— все это вам знакомо. И если вы кинолюбитель, то вы давно уже запечатлели много прекрасных картин на пленку.

А что же находится там, под поверхностью, в таинственной глубине? С берега этого не видно. Но и подводный мир вам уже знаком. Вы много раз надевали ласты и маску и ныряли в глубину. И с тех пор, как вы нырнули первый раз, вас больше волнуют события, происходящие под поверхностью моря, чем на его поверхности. Море раскрывает вам свои тайны. Начинающему подводному кинолюбителю можно рекомендовать начинать со съемки пловцов. Снимать людей в воде лучше всего с расстояния 2,5—3,5 м.

Но подводные пловцы в воде — явление скорее искусственное, чем естественное. Подводный мир поражает своей необычной естественностью и нетронутостью. В самом море жизни гораздо больше, чем на его поверхности. Сколько чудесных картин открывается под водой кинолюбителю, который уже освоил технику плавания и подводную съемку и все внимание сосредоточивает не на себе, а на окружающей его действительности!

Наиболее интересны и выразительны подводные ландшафты около грунта, особенно если он является продолжением скалистого берега. В таких местах всегда есть много интересных объектов для съемки. Здесь разнообразие рыб, растений, а на самом дне, на подводных полянах, лежат красивые раковины, морские ежи или ползают крабы.

Съемка подводного пейзажа может производиться как с неподвижной точки, так и в движении.

Для съемок с неподвижной точки штатив под водой в большинстве случаев не нужен. Кинолюбитель, спустившийся под воду, попадает в мир невесомости и полностью утрачивает свой вес. Делая лишь легкие движения ногами, обутыми в ласты, он без труда может придать любое положение своему телу в пространстве. Кинокамера в воде также почти невесома, и для ее удержания нё трё* буется никаких усилий.

Но благодаря невесомости сохранить устойчивое положение тела и камеры в воде в течение длительного времени часто бывает довольно трудно, особенно если имеется течение. В этом случае под водой необходимо иметь «точку опоры», т. е. соприкосновение с неподвижным в пространстве предметом. Этого можно достичь, если прикрепиться с помощью ног или другим каким-либо образом к выступам камней, к канату, опущенному в воду с тяжелым предметом на конце, или к якорной цепи. Если же удержаться в воде не за что, то следует брать с собой балластный груз для того, чтобы приобрести отрицательную плавучесть и получить возможность устойчиво стоять на грунте.

Иногда для подводных съемок может понадобиться штатив. Это может случиться при съемке с научными целями длительно протекающего процесса, когда по полученному изображению требуется «рассчитать скорость процесса, например скорость передвижения объекта по грунту, или зафиксировать весьма малые перемещения и др.

Особенно интересные съемки получаются в движении, когда пловец, перемещаясь над грунтом, держит в руках кинокамеру, мимо которой проплывают непрерывно меняющиеся подводные ландшафты. При этом благодаря наличию подводного тумана возникает ощущение объемности пространства. Предметы на киноизображении видны сначала смутно, но по мере приближения к ним постепенно проявляются их контуры, и, наконец, отчетливо различимые, они появляются в кадре и остаются позади, при этом хорошо ощущается расстояние до предметов. Поэтому при подводной съемке морского дна с находящимися на нем предметами в движении возникает эффект стереоскопичности киноизображения.

Скорость перемещения над грунтом во время съемки не должна быть большой, чтобы на кинокадрах при просмотре подводной картины не было чрезмерного мелькания и можно было успеть рассмотреть расположенные на грунте предметы.

Если кинолюбитель плывет с помощью ластов, то при ритмичном движении ногами может возникнуть осевое покачивание камеры, которое неприятно воспринимается на экране как качание кадра. Для ослабления этого явления камера должна быть снабжена крыльями, которые стабилизируют ее положение в пространстве.

Для съемок в движении лучше всего передвигаться с помощью подводного скутера или подводного акваплана, буксируемого моторной шлюпкой (см. рис. 30).

Благодаря возможности плавного передвижения под водой легко осуществлять наплывы. Следует только применять широкоугольные объективы и устанавливать маленькую диафрагму с целью увеличения глубины резко изображаемого пространства, чтобы изображение снимаемого объекта было четким в процессе наплыва.

Очень интересным, но трудным объектом съемки являются рыбы. Охота на них с киноаппаратом гораздо труднее и интереснее, чем с подводным ружьем. Для эффективной съемки рыб к ним нужно приблизиться на расстояние, равное 1—1,5 м. Но рыбы, особенно крупные, боятся человека и стараются уплыть от него, и для того, чтобы уметь подкрадываться к рыбам, нужно тщательно изучать их повадки.

При охоте на рыб, с подводным ружьем достаточно приблизиться к ним на расстояние выстрела, чтобы достичь своей конечной цели, а при подводной съемке этого еще недостаточно. Съемку рыб нужно производить на фоне среды, в которой они обитают, и поэтому точку съемки следует выбирать наивыгоднейшим образом для осуществления единой композиции снимаемого объекта и окружающего фона.

Нужно помнить, что рыбы имеют защитную окраску. Их темные спинки хорошо маскируются на фоне грунта, а светлые серебристые бока и брюшко порой сливаются с блестящей поверхностью воды.

Очень эффективные и интересные съемки рыб получаются ночью при свете лампы подводного освещения. Некоторые виды рыб привлекаются искусственным светом и заходят в освещенную зону, совершая там движения вокруг лампы.

Обычно это молодь, которая приходит на свет из любопытства, подталкиваемая пищевыми рефлексами, но иногда и крупные хищные рыбины врываются в освещенную зону, для того чтобы схватить мелкую рыбешку и полакомиться ею.

Таким образом удается иногда заснять , рыб, к которым невозможно приблизиться днем.

При ночной съемке лампу следует прикрывать небольшим щитком, расположенным около лампы в направлении киноаппарата, чтобы яркий свет не «забивал» изображение.

Съемка поведения рыб имеет, кроме всего прочего, большое научное значение.

Интереснейшие подводцые сюжеты можно найти на затонувших кораблях. Обросшие полипами и водорослями, скорбно лежат они на грунте, вызывая в воображении картины разыгравшейся в прошлом трагедии.

Большой интерес представляет также съемка некогда затонувших городов и подводных археологических раскопок.

При подводной киносъемке всегда нужно помнить некоторые правила. Например, известно, что освещенные прямым солнечным светом взвешенные частицы, находящиеся в воде, сами светятся, создавая сильную световую завесу, понижающую световые контрасты. Поэтому следует избегать мест, освещенных прямым светом, и стараться производить съемку так, чтобы между аппаратом и объектом съемки была тень, которую может создавать выступ скалы, шлюпка или корабль, стоящий на якоре. Целесообразно для этой цели также применять специальные плавающие маты или циновки.

Удобным местом для съемок являются гроты и расселины скал. При съемке на просвет получаются замечательные силуэты скал, растительности и плавающих объектов. Под водой съемка силуэтов в проходящем свете очень эффектна и возможна при значительно большем расстоянии до объекта, чем съемка в отраженном свете.

В толще воды не следует снимать сверху вниз, т. е. в направлении глубины. Воздерживаться от этого нужно потому, что световые контрасты при этом крайне малы и изображение получается слишком серым.

Нужно помнить, что кинолюбитель, спустившийся с камерой под воду, всегда найдет много интересных сюжетов для съемки. Снимая жизнь подводного мира, его флору и фауну и делая, таким образом, увиденное достоянием других, он вносит свой вклад в раскрытие тайн морских глубин.

ПРОЯВЛЕНИЕ КИНОПЛЕНКИ

Наряду с выбором наиболее контрастной пленки кино-,: любители должны особое внимание уделять обработке фильма, снятого под водой. Как бы ни была высока прозрачность среды, в которой производится съемка, все равно она производится в условиях пасмурного затуманенного пространства. Световые контрасты под водой всегда недостаточны для получения нормального сочного киноизображения, резкие тени отсутствуют, глубина пространства невелика.

Поэтому при съемках, особенно на черно-белую пленку, изображение получается вялыми невыразительным.

Значительного увеличения контраста киноизображения можно достичь путем соответствующей лабораторной обработки снятой пленки.

Нужно учитывать, что коэффициент контрастности возрастает с увеличением времени проявления. Это следует иметь в виду и использовать при проявлении кинопленок, снятых под водой. Длительность проявления в этом случае может возрастать вдвое или втрое по сравнению с проявлением пленок с обычными съемками.

Для проявления подводного киноматериала следует выбирать наиболее контрастно работающие сорта проявителей. Увеличение контрастности действия проявителя возможно также путем увеличения его концентрации против нормальной или повышения температуры проявителя.

При проявлении цветных пленок с подводными съемками в процессе проявления возможно ослабление доминирующего действия сине-зеленых излучений и некоторое смещение цветности изображения в красную область. При раздельном способе обработки киноматериалов, который применяется при использовании необратимых пленок, цветовую коррекцию позитива можно делать при печати с помощью подбора соответствующих светофильтров.

Точных рецептов для проявления негативов и режимов печати для всех случаев дать нельзя. Наилучшие результаты получаются в процессе накопления практического опыта. А для быстрейшего накопления опыта подводной съемки и обработки подводного киноматериала начинающий кинолюбитель должен пользоваться одним каким-либо сортом пленки. Только в этом случае достижение успеха в получении качественных съемок наиболее вероятно и занимает наименьшее время.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *