История бренда
Ewa-Marine
Новости
Новинки
Мастер-класс
Ewa-Marine
Фотографы о
Ewa-Marine
Фотогалерея
Видеогалерея
Статьи о
Ewa-Marine
Все модели
Ewa-Marine

Подводная киносъемка

Выбор объектива для подводного киноаппарата. Корректирующие линзы.

ГЛАВА III.

Большая разница в коэффициентах преломления света, воды и воздуха, а также вредное коррозирующее действие морской воды не позволяют применять обычные объективы при непосредственном их соприкосновении с водой. Между объективом и водной средой обязательно должна быть воздушная прослойка, а сам объектив должен находиться в воздушной среде. В противном случае сфокусировать изображение на пленке не удастся, а материалы, из которых изготовлен объектив, подвергнутся разрушающему действию воды.

Рис. 37. Оптическая схема подводной съемки: а — с плоскопараллельным иллюминатором; 6 — с системой корректирующих линз

Рис. 37. Оптическая схема подводной съемки: а — с плоскопараллельным иллюминатором; 6 — с системой корректирующих линз

В любительских кинокамерах, приспособленных для подводной съемки, объектив защищен от воды иллюминатором, который изготовляется из плоскопараллельного оптического стекла. На рис. 37, а показана оптическая схема подводной съемки с плоскопараллельным иллюминатором. Лучи света, испускаемого объектом, проходят через водную среду с показателем преломления п= 1,33, затем через стеклянный иллюминатор с показателем преломления п= 1,517 и попадают в объектив киноаппарата. На своем пути от снимаемого объекта до объектива камеры световые лучи дважды претерпевают преломление: на границе вода — стекло и на границе стекло — воздух. При этом результирующее преломление таково, что угол зрения объектива уменьшается, масштаб изображения укрупняется, а фокусное расстояние объектива как бы удлиняется. При плоскопараллельном защитном иллюминаторе объектив с фокусным расстоянием f=35 мм работает подводой как объектив с f=47мм, а с f=28 мм становится как с f=37 мм. Из-за уменьшения угла зрения объектива уменьшается поле зрения, и объект, помещающийся в поде зрения объектива на воздухе, перестает помещаться в поле зрения объектива при съемке в воде. Для того чтобы этот объект уместить в кадре, приходится увеличивать расстояние от объектива в воде примерно на 5/4. В воздухе такое увеличение расстояния от объектива не вызывает затруднений, нов воде это влечет за собой дополнительное рассеяние и ослабление световых лучей и, следовательно, ухудшение качества изображения.

Для получения качественного киноизображения при подводной съемке следует стремиться максимально приблизиться к объекту, чтобы ослабить вредное действие мутности воды. При приближении кинокамеры к объекту съемки уменьшаются потеря яркости и размытость контуров деталей объекта, а также увеличивается контраст; но наряду с этим уменьшается поле зрения объектива.

Для увеличения поля зрения при съемке под водой приходится применять широкоугольные объективы с коротким фокусным расстоянием. Применение широкоугольных объективов позволяет повысить контраст изображения и, что очень существенно, увеличить глубину резкости изображаемого пространства. Под водой многие объекты и сам оператор часто находятся в движении; при этом практически невозможно производить тщательную фокусировку объектива камеры.

Увеличение глубины резкости изображаемого пространства устраняет это затруднение, так как объектив в этом случае можно сфокусировать на определенное расстояние и, таким образом, изображения объектов, находящихся значительно ближе или дальше этого расстояния, будут четкими.

Комбинация широкоугольного объектива с защитным иллюминатором из плоскопараллельного стекла не свободна от недостатков. Одним из них является масштабное искажение, проявляющееся в различии масштаба в центре и по краям изображения, а другим — увеличение так называемой хроматической аберрации оптической системы.

Рис. 38. Система корректирующих линз для подводной киносъемки

Рис. 38. Система корректирующих линз для подводной киносъемки

Хроматическая аберрация оптической системы объектив —плоскопараллельный иллюминатор заключается в том, что световые лучи различных длин волн, падающие под одним углом на плоскую поверхность иллюминатора, преломляются на различные углы. Так, фиолетовые лучи отклоняются наиболее сильно, красные — обладают наименьшим преломлением. И чем больше угол падения лучей, тем больше получается различие в углах преломления. В результате разложения белого света на составные части ухудшается четкость изображения по краям кадра. Для лучей, падающих на иллюминатор под углом, близким к прямому, разложение света не заметно, поэтому в центре кадра четкость не нарушается.

Для устранения всех недостатков, свойственных системе объектив — плоскопараллельный иллюминатор, вместо плоскопараллельного иллюминатора применяют специальные корректирующие оптические системы линз, расположенные перед объективом съемочного аппарата. Эти системы состоят обычно из двух линз: первой — рассеивающей, которая соприкасается с водой и одновременно служит защитным стеклом, и второй — собирающей, расположенной между первой линзой и объективом.

Корректирующие линзы рассчитываются таким образом, что угол зрения объектива съемочного аппарата при съемке под водой не уменьшается (рис. 37, б), а остается точно такой же, как и на воздухе. Вследствие этого поле зрения объектива, снабженного корректирующими линзами, при съемке в воде больше поля зрения того же объектива в комбинации с плоскопараллельным иллюминатором. Кроме того, корректирующие линзы устраняют хроматическую аберрацию.

Корректирующие оптические системы линз пригодны для использования только с определенными объективами, для которых они рассчитаны. Более того, эти линзы рассчитываются для какого-то определенного, наиболее часто встречающегося расстояния до объекта, например 2 или 3 м. Но этот недостаток окупается тем, что при использовании корректирующих линз значительно увеличивается глубина резкости объектива.

Внешний вид корректирующей оптической системы приведен на рис. 38.

ТРЕБОВАНИЯ К КОНСТРУКЦИЯМ БОКСОВ

Основным конструктивным элементом, превращающим обычный киноаппарат в подводный, является герметизирующая оболочка, или, как ее иначе называют, бокс.

Известно немало разновидностей боксов, однако каждая конструкция должна отвечать соответствующим требованиям:

1) надежная герметизация;

2) минимальные габариты и вес;

3) обтекаемая форма, снижающая гидродинамическое сопротивление на трение;

4) защита всей конструкции от коррозии в условиях переменного воздействия морской воды и воздуха;

5) хорошая устойчивость и балансировка, так как эти обстоятельства в известной мере определяют качество изображения снимаемого объекта;

6) удобство и простота в обращении, сочетаемые с быстротой перезарядки киносъемочного аппарата пленкой;

7) небольшая положительная плавучесть (несколько десятков грамм) в целях предотвращения потери кинокамеры в море;

8) правильный учет сопротивления давлению всей конструкции, и в особенности стекол иллюминаторов при быстром спуске (подъеме) на максимальную глубину.

Водонепроницаемый бокс, используемый ныряльщиком с маской и дыхательной трубкой, должен выдерживать внешнее гидростатическое давление в 1 атм, что соответствует глубине погружения 10 м.

Для погружений с аквалангом прочность бокса должна быть повышена и рассчитываться на давление 5—6 атм.

Известны четыре типа водонепроницаемых боксов: металлические, резиновые, жесткие пластмассовые и мягкие пластмассовые.

Наилучшим и наиболее устойчивым к действию давления на глубине является металлический бокс сферической формы. Однако наибольшее распространение получили более легкие для изготовления цилиндрические боксы.

Рис. 39. Боксы, изготовленные в виде куба или параллелепипеда (2 и 2), менее прочны, чем боксы сферической формы (3)

Рис. 39. Боксы, изготовленные в виде куба или параллелепипеда (2 и 2), менее прочны, чем боксы сферической формы (3)

Боксы, изготовленные в виде куба или параллелепипеда, менее прочны (рис. 39). Увеличение толщины их стенок делает подводный киноаппарат слишком тяжелым. Кроме того, даже небольшой бокс с плоской поверхностью (особенно четырехугольный) может сильно затруднять действия подводного кинооператора. Это возникает из-за того, что сила гидродинамического торможения, вводе почти в восемьсот раз превышает торможение в воздухе. Пловец с таким боксом не сможет, например, догнать рыбу, которую любой хороший подводный пловец без киноаппарата может обогнать. Не сможет он также следовать за каким-либо интересным представителем мелких рыбешек, которые передвигаются быстрыми и неожиданными движениями. Поэтому нужно обеспечить максимальную скорость пловцу, стараясь придать необходимую обтекаемость его оборудованию.

Лучшим способом герметизации крышки бокса является принцип самоуплотнения, который используется в паровых котлах, шлюзовых камерах кессонов и люках подводных лодок. Принцип состоит в том, что при погружении крышка, испытывающая давление воды, налегает на бокс с силой, пропорциональной глубине. Очень важно, чтобы внутри таких самоуплотняющихся боксов не было противодействующего давления.

Морская вода представляет собой природный электролит. Поэтому при изготовлении бокса необходимо подбирать металлы или сплавы, которые при совместном использовании не вызывают явления электролиза и, таким образом, не подвергаются электро-химической коррозии. Это значит, что все подвижные части, винтовые соединения, во избежание разрушения, не должны изготовляться из разных металлов.

Кроме того, материал, из которого изготовляется бокс, не должен подвергаться обычной коррозии. Нержавеющая сталь, сплавы никеля и меди для постройки бокса довольно тяжелы.

Лучше применять алюминий, алюминиевые сплавы, латунь.

ТИПОВЫЕ КОНСТРУКЦИИ ПОДВОДНЫХ КИНОКАМЕР

КИНОКАМЕРА ВНИРО

Рис. 40. Подводная кинокамера ВНИРО (внешний вид)

Рис. 40. Подводная кинокамера ВНИРО (внешний вид)

В лаборатории технических средств подводных исследований Всесоюзного научно-исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО) сконструирована подводная киносъемочная камера на базе отечественного киноаппарата «Конвас-автомат». Камера прошла морские испытания и с 1959 г. используется в экспедиционных работах. «Конвас-автомат» оснащен просветленными объективами, имеет надежный лентопротяжный механизм с приводом от электродвигателя и заряжается кассетой с 60-м запасом 35-мм пленки.

Киноаппарат помещается в герметическом боксе, позволяющем вести съемку подводных объектов на глубине до 60 м.

Внешне камера (рис. 40) представляет собой цилиндр диаметром 310 мм, симметрично переходящий в тороидальную поверхность и заканчивающийся с торцов иллюминаторами.

Рис. 41. Подводная кинокамера ВНИРО в открытом виде

Рис. 41. Подводная кинокамера ВНИРО в открытом виде

Длина камеры 335 мм. Для удобства обращения и быстроты перезарядки аппарата пленкой бокс выполнен в виде двух почти равных по длине частей. Такая конструкция позволяет перезаряжать киноаппарат новой кассетой, не вынимая его из бокса, и облегчает регулировку и. замену отдельных деталей и узлов (рис. 41).

Обе половины корпуса соединяются и герметизируются посредством уплотнительного кольца следующей конструкции (рис. 42). Кольцо имеет две опорные фланцевые поверхности, в которых сделаны прорези в соответствии с выступами и прорезями на обеих половинах корпуса.

Рис. 42а.

Рис. 42a. Продольный разрез кинокамеры ВНИРО
Рис. 42б.

Рис. 42б.
Рис. 42в. Поперечное сечение кинокамеры ВНИРО: 1 — киноаппарат; 2 — передняя половина бокса; 3 — задняя половина бокса; 4 — уплотнительное кольцо; 5 — зубчатая рейка; 6 — шестерня затвора; 7— вал шестерни затвора; 8 — клин уплотнительного кольца; 9 — клин бокса; 10 — передний иллюминатор; 11 — задний иллюминатор; 12 к 13 — резиновые прокладки из вакуумной резины; 14 — блок питания; 15 — привод установки диафрагмы; 16 — привод установки фокусного расстояния; и — пусковой рычаг; 18 и 19 — съемные рукоятки; 20 и 21 — съемные крылья

Рис. 42в. Поперечное сечение кинокамеры ВНИРО: 1 — киноаппарат; 2 — передняя половина бокса; 3 — задняя половина бокса; 4 — уплотнительное кольцо; 5 — зубчатая рейка; 6 — шестерня затвора; 7— вал шестерни затвора; 8 — клин уплотнительного кольца; 9 — клин бокса; 10 — передний иллюминатор; 11 — задний иллюминатор; 12 к 13 — резиновые прокладки из вакуумной резины; 14 — блок питания; 15 — привод установки диафрагмы; 16 — привод установки фокусного расстояния; и — пусковой рычаг; 18 и 19 — съемные рукоятки; 20 и 21 — съемные крылья

На одной из фланцевых поверхностей кольца закреплена зубчатая рейка, с которой входит в зацепление шестерня. Она сообщает кольцу вращательное движение путем поворота вала этой шестерни, выведенного наружу. На другом фланце закреплено 12 клиньев, входящих в соприкосновение с другими 12 клиньями, установленными на корпусе бокса. При надавливании клина на клин создается предварительный натяг и предварительная герметизация. С глубиной погружения происходит самоуплотнение за счет гидростатического давления вышележащего столба жидкости.

С торцов бокс имеет иллюминаторы одинаковой конструкции с диаметром отверстия: первый — 145 мм, второй — 120 мм. Стекла марки «Крон К-8» легкосъемные и заменяемые. Уплотнение их осуществляется прокладками из вакуумной резины. Через передний иллюминатор производится съемка, поэтому рабочий объектив киноаппарата располагается как можно ближе к стеклу иллюминатора с целью уменьшения искажения изображения при прохождении световых лучей сквозь среды с различными коэффициентами преломления (вода — 1,33; стекло — 1,5; воздух — 1,0).

Второй иллюминатор предназначен для наблюдения за скоростью киносъемки, за количеством неэкспонированной пленки, а также за попаданием воды внутрь бокса в случае нарушения герметичности.

Источником питания электропривода служат пять малогабаритных серебряно-цинковых аккумуляторов СЦС-5.

Для управления работой киносъемочного аппарата наружу через сальниковые уплотнения выведены приводы установки диафрагмы и фокусного расстояния объектива, а также контактный включатель аппарата, выполненный в виде спускового крючка под указательный палец правой руки (см. рис. 40).

Фокусировка и диафрагмирование объектива осуществляются при помощи мелкомодульной зубчатой передачи, приводимой в движение снаружи поворотом ручки управления. Промежуточным звеном между ручкой и зубчатой передачей служат приводы, проходящие через весь корпус. Каждый привод состоит из двух легко соединяемых половин. Соединение приводов осуществляется за счет сцепления муфточек; оно надежно и в то же время не затрудняет перезарядки киносъемочного аппарата пленкой.

Литой корпус из алюминиевого сплава АЛ-4 анодирован и покрыт свинцовым суриком. Все детали сальников, выводов и крылья изготовлены из кислотоупорной нержавеющей стали. Стыки протекторов иллюминаторов и корпуса, как самые благоприятные места для возникновения коррозии вследствие различного электро-химического потенциала разнородных металлов, зашпаклеваны водоупорной замазкой и закрашены суриком. Подобным же образом выполнена конструкция сальников.

Принятая схема антикоррозийной защиты была практически проверена во время подводных экспедиций ВНИРО на Черном и Каспийском морях и оказалась вполне надежной.

Работа с подводным киноаппаратом проста. После того как в бокс вставлен заряженный пленкой киноаппарат и подключено питание, остается только установить диафрагму и фокусное расстояние объектива и нажать спуск. Наводка на снимаемый объект производится или по визирным рамкам, или наведением на цель всего аппарата. Для удержания бокса в руках служат две ручки пистолетного типа, которые несколько смещены назад от линии центра тяжести всей камеры для облегчения ухода на глубину и наводки на цель.

Для придания камере стабильности во время съемки бокс имеет два небольших съемных крыла, которые облегчают вход под воду и выход?на поверхность в желаемом направлении. При этом используется подъемная сила крыла. Но иногда, в зависимости от специфики подводных съемочных работ, крылья снимаются (рис. 43). Это приходится делать, когда бокс крепится на движущемся подводном объекте. Без крыльев камера имеет положительную плавучесть в несколько десятков граммов, с крыльями — нулевую.

К преимуществам данной подводной камеры по сравнению с зарубежными образцами следует отнести ее простоту и удобство в обращении, а также малогабаритность (размеры киноаппарата 240х 190×320 мм).

За счет хорошей устойчивости камеры и съемных крыльев подводный оператор достигает стабильного положения, что позволяет производить высококачественную съемку.

Бокс не имеет выступов, фланцев и приливов под болты, увеличивающих как общий вес камеры (около 30 кг), так и сопротивление при транспортировке. Ее обтекаемая форма исключает возможность задевания за трал, сети и снаряжение аквалангиста во время работы.

Рис. 43. Подводный пловец ведет съемку кинокамерой ВНИРО со снятыми крыльями

Рис. 43. Подводный пловец ведет съемку кинокамерой ВНИРО со снятыми крыльями

Предложенное решение конструкции клинового затвора позволило значительно снизить вес и размеры корпуса, а то обстоятельство, что затвор заключен внутри, благоприятно скажется на его сроке службы и безотказности в работе.

Подводная камера с успехом применялась при съемках ставного невода, неподвижных подводных объектов, движущихся донного и разноглубинного тралов. Несомненно, что возможности ее применения довольно широки, и она с успехом может быть использована при археологических исследованиях, при съемках грунта и растений в прибрежной зоне, при съемках подводных портовых сооружений и других объектов.

ПОДВОДНАЯ КИНОКАМЕРА ЦЕНТРАЛЬНОЙ СТУДИИ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ФИЛЬМОВ

Рис. 44. Подводная кинокамера Центральной студии документальных фильмов

Рис. 44. Подводная кинокамера Центральной студии документальных фильмов

Подводная кинокамера сконструирована оператором ф. А. Леонтовичем совместно с коллективом цеха съемочной техники, с участием группы конструкторов под руководством инженера Д. М. Брылина. Кинокамера (рис. 44) может быть использована для динамичной и статичной съемки черно-белых и цветных фильмов на глубинах до 20 м. Киноаппарат снабжен объективом с фокусным расстоянием в боксе на центрирующей площадке (рис. 45).

Рис. 45. Установка киноаппарата в подводную кинокамеру

Рис. 45. Установка киноаппарата в подводную кинокамеру
Рис. 46. Общий вид кинокамеры Центральной студии документальных фильмов на воде

Рис. 46. Общий вид кинокамеры Центральной студии документальных фильмов на воде

Крышка бокса имеет резиновую прокладку и закрепляется на болтах. Аппарат снабжен специальными 120-м кассетами. Смена кассет производится без вынимания аппарата из корпуса. Управление диафрагмой, фокусом, пуском, остановкой электропривода, а также счетчик метража неэкспонированной пленки выведены наружу через сальниковые уплотнения. Кинокамера имеет лупу наводки по зеркальному обтюратору и снабжена рамочным визиром. Питание электромотора — от аккумуляторов СЦ-25. Камера имеет крылья, служащие для той же цели, что и в кинокамере ВНИРО. Перемещение крыльев вдоль продольной оси позволяет стабилизировать диферент кинокамеры. Габариты кинокамеры: длина 570 мм; ширина 520 мм; диаметр иллюминатора 260 мм; общий вес около 30 кг; в воде кинокамера имеет около 350 г положительной плавучести. Общий вид камеры на воде показан на рис. 46.

ПОДВОДНАЯ КИНОКАМЕРА КАФЕДРЫ ФИЗИКИ МОРЯ ФИЗИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА МГУ

Рис. 47. Схема герметизирующей системы (диафрагма с шарниром): 1 — установочная головка; 2 — ведущая муфта; 3 — прижимная гайка диафрагмы; 4 — диафрагма; 5 — корпус бокса; 6 — шарнир

Рис. 47. Схема герметизирующей системы (диафрагма с шарниром): 1 — установочная головка; 2 — ведущая муфта; 3 — прижимная гайка диафрагмы; 4 — диафрагма; 5 — корпус бокса; 6 — шарнир
Рис. 48. Схема: 1 — внешняя полуось шарнира; 2 — ручка завода пружины; 3 — прижимная гайка диафрагмы; 4 — корпус подшипника; 5 — корпус бокса; 6 — шарнир; 7 — внутренняя полуось шарнира; 8 — прижимная гайка подшипника; 9— штифт; 10 — диафрагма; 11 - шайба; 12 — ведущая муфта

Рис. 48. Схема: 1 — внешняя полуось шарнира; 2 — ручка завода пружины; 3 — прижимная гайка диафрагмы; 4 — корпус подшипника; 5 — корпус бокса; 6 — шарнир; 7 — внутренняя полуось шарнира; 8 — прижимная гайка подшипника; 9— штифт; 10 — диафрагма; 11 — шайба; 12 — ведущая муфта

Камера сконструирована сотрудником МГУ В. Г. Савиным и изготовлена механиком П. В. Боровицким на базе отечественного киносъемочного аппарата КС-50-Б со снятой турелью. Фокусное расстояние объектива 35 мм, кассета вмещает 45 м кинопленки. Бокс изготовлен из листовой латуни толщиной 1,5 мм. Все соединения его деталей выполнены на заклепках и пайке. Диаметр иллюминатора 90 мм, толщина оптического стекла 6 мм. Видоискатель рамочный. Киноаппарат закреплен л а съемной крышке, которая посажена на резиновой прокладке и уплотняется при помощи захвата и центрального болта. С наружной стороны крышки выведены наружу завод пружины, пуск-остановка, установка фокуса, установка диафрагмы, счетчик метража, установка скорости съемки (число кадров в секунду).

Вместо сальников на всех выводах применена герметизирующая система в виде диафрагмы с шарниром (рис. 47). Там, где требуется прилагать более значительное усилие (завод пружины), герметизирующая система несколько усложняется (рис. 48).

Рис. 49. Общий вид подводной кинокамеры кафедры физики моря физического факультета МГУ

Рис. 49. Общий вид подводной кинокамеры кафедры физики моря физического факультета МГУ

Подводная кинокамера снабжена съемными крыльями, которые представляют собой своеобразную цистерну плавучести и состоят из двух частей — герметичной и проницаемой. В случае погружения на глубину во внутреннюю полость бокса и в герметичную часть крыльев через понижающий редуктор противодавление может подаваться от баллончика, имеющего емкость 0,7 л и хранящего воздух под давлением 150—200 атм. Противодавление подается или при включении редуктора подводным оператором, или автоматически в случае повышения внешнего гидростатического давления свыше 3 атм.

В проницаемой части крыльев расположены два резиновых баллона, куда может быть подан воздух от редуктора при необходимости резко увеличить положительную плавучесть.

Габариты камеры: диаметр бокса 260 мм, ширина бокса 250 мм, размах крыльев 1050 мм. Общий вес около 25 кг. Общий вид камеры показан на рис. 49.

ПОДВОДНАЯ КИНОКАМЕРА ВНИРО ДЛЯ 16-мм КИНОАППАРАТА 16С-2

Рис. 50. Подводная кинокамера ВНИРО для узкопленочного киноаппарата: 1 — винт; 2 — брусок; 3 — подвижный диск; 4 — стойка; 5 — корпус; 6 — рамка; 7 — гайка; 8 — подвеска; 9 — тяга; 10 — крыло; 11 — рычаг; 12— курок; 13— пружина; 14— пластина; 15— винт; 16— гайка; 17— ручка камеры; 18 - киноаппарат

Рис. 50. Подводная кинокамера ВНИРО для узкопленочного киноаппарата: 1 — винт; 2 — брусок; 3 — подвижный диск; 4 — стойка; 5 — корпус; 6 — рамка; 7 — гайка; 8 — подвеска; 9 — тяга; 10 — крыло; 11 — рычаг; 12— курок; 13— пружина; 14— пластина; 15— винт; 16— гайка; 17— ручка камеры; 18 — киноаппарат

Кинокамера (рис. 50) сконструирована и изготовлена механиком И. С. Дурындиным и представляет собой бокс, выполненный из 10-мм органического стекла, куда вставляется узкопленочный киноаппарат. Фокусное расстояние объектива 20 мм, кассета рассчитана на 15 м 16-мм кинопленки. Перед сгибанием оргстекла для придания боксу формы параллелепипеда на намеченных гранях были выфрезерованы канавки на глубину 5 мм под углом 90°. Передняя часть бокса приклеена на дихлорэтане. Иллюминатор диаметром 47 мм изготовлен из оптического стекла. Задняя крышка посажена на резине и уплотняется при помощи захвата и центрального нажимного винта. Киноаппарат центрируется в боксе при помощи направляющих. На внешнюю сторону бокса выведены приводы: завода пружины, установки диафрагмы, установки фокуса, пуска — остановки киноаппарата. Все уплотнения бокса выполнены в виде сальников (рис. 51).

Прицельность киносъемки обеспечивается визирной рамкой. Камера имеет съемные крылья и рукоятку пистолетного типа для удержания ее одной рукой. Бокс камеры испытан на внешнее гидростатическое давление 4,5 атм.

Габариты подводной кинокамеры: длина 220 мм, высота 150 мм, ширина 90 мм, размах крыльев 500 мм, вес 3,9 кг.

Общий вид камеры показан на рис. 52.

Рис. 51. Типовые сальниковые уплотнения: а) сальниковое уплотнение 16-мм подводной кинокамеры ВНИРО: 1— корпус сальника, 2— прокладка

Рис. 51. Типовые сальниковые уплотнения: а) сальниковое уплотнение 16-мм подводной кинокамеры ВНИРО: 1— корпус сальника, 2— прокладка
Рис. 51.б) сальниковое уплотнение для жесткого привода

Рис. 51.б) сальниковое уплотнение для жесткого привода
Рис. 51.в) сальниковое уплотнение для кабеля

Рис. 51.в) сальниковое уплотнение для кабеля
Рис. 52. Общий вид подводной кинокамеры ВНИРО для узкопленочного аппарата

Рис. 52. Общий вид подводной кинокамеры ВНИРО для узкопленочного аппарата

ПОДВОДНАЯ КИНОКАМЕРА ДЛЯ СЪЕМКИ С ПОВЕРХНОСТИ ВОДЫ

Материалы об этой камере опубликованы ее создателем Герфридом Мантеем в сборнике «Рыболов-спортсмен» № 14, 1960 г.

Камера представляет собой бокс (рис. 53), открытый сверху. В передней стенке бокса, у самого низа, напротив видоискателя и объектива, вырезано отверстие, куда вставляется кусок зеркального стекла. По углам стекла просверливаются отверстия. Затем бокс оклеивается водонепроницаемой тканью (например, клеенкой). Стекло закрепляется по углам винтами также с водонепроницаемой резиновой прокладкой.

Рис. 53. Бокс подводной кинокамеры для съемки с поверхности воды

Рис. 53. Бокс подводной кинокамеры для съемки с поверхности воды

Наверху, над передней стенкой, укрепляется на шарнире маленькая фанерная откидная полочка с просверленным в ней отверстием диаметром 4 мм.

Для большей прочности бокс обивают сверху неширокой деревянной рамкой.

Подставкой для узкопленочного киноаппарата служит фанерная дощечка с двумя поперечными планками. Дощечка должна легко входить в бокс. На переднем конце этой площадки расположена еще одна фанерная полочка с наклейным на нее куском зеркала. Полочка укрепляется на шарнире таким образом, чтобы при перемещении камеры мог меняться угол наклона зеркала (рис. 54). Чтобы зеркало не поднималось, надо прикрепить его к подставке резиной. Чем больше при помощи винтами будем опускать прикрепленную к подставке зеркала медную пластинку, тем круче будет угол наклона зеркала к подставке. Винт упирается при этом в прикрепленную к подставке z-образно изогнутую жестяную пластинку.

На противоположном конце подставки находится еще одна жестяная пластинка. На ней сделана отметка, фиксирующая обычное положение киноаппарата; таким образом контролируется угол наклона зеркала. Металлический угольник служит упором для киноаппарата.

В подставке нужно сделать отверстие диаметром примерно 25 мм. Снизу прикрепляется жестяная пластинка с отверстием меньшего диаметра для того, чтобы закрепить винт штатива киноаппарата АК-8. Две наклеенные на подставку кожаные палочки способствуют сохранению аппаратом неподвижного положения.

Рис. 54. Подставка для киноаппарата, а также схема хода лучей во время съемки

Рис. 54. Подставка для киноаппарата, а также схема хода лучей во время съемки
Рис. 55. Установка киноаппарата на подставке

Рис. 55. Установка киноаппарата на подставке

Установку киноаппарата АК-8 рекомендуется производить следующим образом: посередине проволоки длиной около 70 см делается петля диаметром 4 мм, оба конца проволоки временно прикрепляются к подставке слева и справа от киноаппарата. Затем, сгибая по мере надобности проволоку, ее прилаживают так, чтобы петля находилась на равном расстоянии от зеркала и от отверстия в верхней полочке, когда киноаппарат находится в футляре. Фиксируя видоискателем аппарата объект на расстоянии примерно 1,5 м и затем глядя через петлю в проволоке, устанавливают зеркало так, чтобы центр объекта отражался посередине зеркала. Боковые параллаксы не задаются, так как объектив приходится непосредственно над зеркалом.

Киноаппарат точно установлен тогда, когда он упирается в металлический угольник и винт штатива прикреплен к подставке (рис. 55). Подвязав для тяжести кусок железа и опустив бокс в воду, можно определить экспозицию через стеклянное окошечко. Прежде чем поместить киноаппарат с подставкой в бокс, устанавливается диафрагма, взводится пружина и ввинчивается спусковой тросик длиной 50 см. Затем киноаппарат вставляется в бокс, захлопывается верхняя полочка и через отверстие в этой полочке производится наводка по отражению объекта съемки в зеркале.

НЕМЕТАЛЛИЧЕСКИЕ БОКСЫ

Боксы из резины и мягких пластмассовых оболочек представляют собой мешки с отверстиями для объектива, затвора и ручек управления киноаппаратом. Хотя они проще в изготовлении, чем жесткие боксы, их применение ограничивается небольшими глубинами, так как при возрастающем гидростатическом давлении они могут прорваться и погубить киноаппарат. Кроме того, их легко разрезать или проколоть.

Боксы из органического стекла тоже имеют ряд недостатков. Боксы, имеющие форму параллелепипеда и образованные плоскими пластинами оргстекла больших размеров, склеенными или свинченными друг с другом, непрочны и вследствие этого опасны для работы с ценными киноаппаратами. Под давлением воды большие пластинки оргстекла прогибаются и отходят от места склейки и тогда вдоль них образуются трещины. Кроме того, погруженное в воду и охлажденное оргстекло теряет часть своей обычной эластичности и при ударе разбивается, как стекло.

Пользоваться пластинкой из оргстекла перед объективом киноаппарата тоже не следует по двум причинам:

1) оргстекло легко царапается, а морская и речная вода часто содержит твердые взвешенные частицы;

2) плоская поверхность оргстекла, прогибаясь под давлением, может вести себя, как линза малой кривизны, что ведет к нарушению фокусировки объектива. Поэтому необходимо применять иллюминатор, сделанный из плоскопараллельной пластинки оптического стекла.

Респираторная система, обеспечивающая подачу противодавления во внутреннюю полость бокса из баллона со сжатым воздухом, усложняет подводную кинокамеру.

При этой системе трудно поддерживать стабильную устойчивую работу, так как необходимо постоянно проверять давление воздуха в баллоне, регулировать пружины, манипулировать. с вентилями и регулировать выпускной клапан, причем малейшая ошибка в этих операциях может привести к разрушению бокса.

О ВЛАГОПОГЛОЩАЮЩЕМ ВЕЩЕСТВЕ

Летом на побережье бывает очень жарко. Морская же вода относительно холодна. Эта разница в температуре часто выражается в осаждении воды на внутренней поверхности иллюминатора вследствие охлаждения теплого воздуха в момент погружения. Для предупреждения этого явления нужно поместить внутри футляра марлевый мешочек, содержащий силикагель в виде зерна. Пока силикагель сохраняет синий цвет, он поглощает водяные пары в камере. Когда силикагель насыщен водой, он становится розовым. Для регенерации его достаточно прокалить.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *